top of page

Мнение: Скандал с Каей Каллас раздут больше чем он есть на самом деле


Скандал с мужем Каи Каллас, на самом деле очень показательный. Во-первых, он показал то, насколько общество в Эстонии не терпит каких либо актуальных связей с Россией. Ни прямых, ни косвенных. Во-вторых, общество, как оказывается, не читает статьи в медиа дальше заголовков, считает молодежный активист Даниил Куракин.


Россия, на данном промежутке истории, это враг Эстонии, причем бескомпромиссный. Россия уже очень давно проворачивала против Эстонии информационные, хакерские и иного рода атаки, вплоть до похищения людей, чтобы сохранить свое влияние здесь. Эстония все эти годы была объектом злонамеренной пропаганды в России, здесь организовывались прокремлевнские агентурные сети с целью подрыва эстонской государственности, причем все вышеописанное контролировалось и финансировалось ФСБшниками, выдающими себя за дипломатов в российском посольстве. В Эстонии это все прекрасно знали и раньше, однако после полномасштабного вторжения России в Украину, толерантность к России свелась практически к нулю, и на ее место, в большинстве своем, пришло желание отгородиться от России забором с колючей проволокой и и рекой с крокодилами. Все это нам удалось организовать, разве что крокодилы пока еще в реке Нарове не плавают.


Однако остался момент, с которым все еще предстоит поработать и это вывод всего эстонского бизнеса из России и прекращение любых деловых отношений с государством-террористом. Бизнес - вещь упрямая, которая зачастую не руководствуется моральными принципами и без внешнего воздействия, на него повлиять невозможно. По последним данным более 300 компаний все еще экспортируют те или иные товары в Россию. Это все товары, которые не ограничены санкциями, и по логике бизнеса, если не запрещено, значит легально. Однако самое интересное, что по тем данным, которые у нас есть сейчас, Арво Халлик, муж действующего премьер-министра Эстонии, даже по этой логике не является виновным.


Из того что мы знаем, Халлик владел четвертью компании Stark Logistics и был ее финансовым директором. В свою очередь Stark Logistics работала с компанией Metaprint, вывозя ее по частям из России, то есть компания Халлика работала исключительно с эстонским партнером, и когда Кая Каллас говорит что у ее мужа нет партнеров в России, имея в виду российские фирмы, она не врет. Причем Metaprint был далеко не главным партером Stark Logistics, у которых, по их словам, всего более двух тысяч клиентов, а перевозки по России составляли всего 5,5% от их оборота, в то время как большая часть из них приходится на Эстонию, Балтию, Скандинавию и Западную Европу. Кредит, который премьер-министр выдала в размере 350 000 евро, был направлен вообще в другую фирму - Novaria Consult, фирма, занимающаяся инвестициями. Часть суммы ушла в Stark Warehousing, оказывающая складские услуги и, по словам Халлика, не является ни дочерней, ни родственной компанией Stark Logistics и не занимается логистикой или транспортными услугами. Именно по этому кредиту Каллас сейчас мотают по антикоррупционным комиссиям, во главе с Хельме старшим.


Вопрос почему из-за деятельности Metaprint Кая Каллас должна уйти в отставку для меня остается непонятным. Для меня также непонятно, на какие еще исчерпывающие вопросы она должна ответить, чтобы общество сняло с нее клеймо осуждения, потому что здесь не пахнет даже лицемерием, в котором ее начали обвинять. Если и предъявлять кому-то претензии, то это предприятию Metaprint, которое все еще ведет торговлю с РФ неподсанкционными товарами. В медиа пишут, что на поставках Metaprint компания мужа премьер-министра заработала 1,5 миллиона евро, хотя если убрать пафос заголовка, это то что заплатил Metaprint Stark Logistics за услуги перевозки. Также известно о заводе “Аэропрома”, который, исходя из того что выяснили Eesti Päevaleht, не собирался сворачивать свою деятельность. Вот только это предприятие также не имеет к Халлику никакого отношения. Это же признают и в Eesti Päevalrht, заверяя что владельцем "Аэропрома" является зарегистрированная в Эстонии компания Pottala, которая в свою очередь принадлежит Эмери Леппу - финансовому директору Metaprint.


Вопрос морали лежит не в плоскости торговли с Россией, тут все и так понятно. Вопрос заключается в том, уместно ли эстонским компаниям вести деловые отношения с эстонскими компаниями, которые все еще занимаются поставками в Россию. Если постараться разобраться в этой ситуации, что сейчас уже не каждый осилит, ввиду огромного количество статей с громкими заголовками на эту тему, то можно понять то, почему Каллас говорит что вообще не понимает претензии в ее сторону. Придираться к ее словам о том, что она не знала чем занимается ее муж, может каждый, только эти придирки лишены хоть какого либо смысла, ведь это не отменяет того факта, что Арво Халлик не торговал с Россией у нее за спиной, а значит и обвинения в лицемерии необоснованны. При этом от нее требуют, чтобы она отвечала даже не за своего мужа, а за компанию, к которой ее муж напрямую вообще не имел отношения ни до, ни тем более после скандала. А обвинять Каллас в том что она не доверяет своему мужу, это уходить от темы общественной в тему личной жизни премьер-министра, что вообще странно и относится больше к желтой прессе, особенно учитывая что в Эстонии огромное количество вещей выстроено на доверии. Самый главный и весомый, на мой взгляд, аргумент, говорящий, что ни Каллас, ни Халлик, ничего противозаконного не делали, был ответ Полиции безопасности, которые подтвердили что ни к Каллас, ни к Stark Logistics у них нет вопросов.


Разобравшись в виноватых, можно делать выводы о тех, кто оставляет скандал в рамках ответственности Каллас, и если присмотреться, то в эстонской политике это те, кто с Россией обычно непосредственно ассоциируется. Это партия EKRE, к которой присматривался Пригожин как к потенциальному союзнику, поскольку национал-консерваторы продвигают тезисы, удобные российской пропаганде и не факт, что не имеют связей в России. Это Центристская партия, которая большую часть своей истории имела договор о сотрудничестве с Единой Россией, евродепутат от которой был частым гостем в программах Соловьева, а в ее лидеры выбивается человек, который согласно ежегоднику Полиции безопасности, сотрудничал с “Ночным Дозором”, состоял в совете “Русской школы Эстонии” и был связан с прокремлевской организацией “Наши” (пишу этот текст до выборов председателя Центристской партии, поэтому еще не знаю кто на них победит). Наконец это партия и движение KOOS, один лидер которой вообще обвиняется в государственной измене и в ближайшее время точно не выйдет на свободу, а другой бежал в Россию, опасаясь преследования. Причем активнее всего, через организованные митинги, за отставку Каллас, выступают именно сторонники EKRE и KOOS. Если бы я требовал отставки Каллас, я бы точно не хотел находиться в одном лагере с такими замечательными представителями нашего общества.


Другое крыло, требующее отставки премьер-министра к Эстонии вообще имеет мало отношения и я сейчас говорю о некоторых людях с российским гражданством, которые с одной стороны оппозиционно настроены режиму Путина, а с другой продвигают тезисы российской пропаганды, например о фашиствующих странах Балтии. На самом деле мне было интересно наблюдать за тем, как разные люди реагировали на инцидент с мужем Каи Каллас в Твиттере. Например, реакция жителей нашей страны была пропитана недоумением и, в какой-то степени, разочарованием. Реакция украинцев (которых больше всего по идее должно волновать что премьер-министр чуть ли не главной союзной страны якобы имеет какие-то связи с Россией) была сдержанной, но лояльное отношение к Эстонии не пошатнулось. Просто украинцы осведомлены о той помощи, которую Эстония, при правительстве Каи Каллас, им оказала, и даже официальный Киев в лице Михаила Подоляка выразил поддержку Каллас. Один житель Киева мне написал буквально следующее: нам не важно, что там в семье у Каллас произошло, нам важно что Каллас вовремя “Джавелины” прислала.


Наиболее же дикой была реакция огромного количества россиян и им сочувствующих, которые поливали Эстонию и Каллас различными помоями, упрекая в лицемерии активнее любого эстонского консерватора и громко повторяя что если Каллас не уйдет в отставку, то тогда в Эстонии нет демократии, а значит эстонцы, по их мнению, такие же рабы, как и россияне, не сумевшие вовремя свергнуть Путина. В основном такими словами бросались именно те, кот выступает против Путина, а Латынина и вовсе сравнила эстонских чиновников с российскими. Такая агрессия от людей, которые не имеют к Эстонии никакого отношения, на первый взгляд не понятна, особенно на контрасте с украинцами. Однако Каллас стала врагом не только для путинской России, но и для подавляющего большинства оппозиционных россиян, которые припомнили Каллас ее слова о том, что виза в Европу это привилегия, а не право; ее стремление отобрать замороженные российские активы и отправить их на восстановление Украины; ее призыв к тому чтобы Россия (читай россияне) платила репарации Украине; ее слова о коллективной ответственности жителей России за действия их армии в Украине; в конце концов ее поддержка NAFO, которых россияне терпеть не могут. То что значительная часть оппозиционных россиян не поддерживает Украину, а хотят построить Россию без Путина, но с русским миром, это отдельная тема, и Каллас прекрасно это понимает, поэтому и стоит поперек пути таким голубям мира, заявляя абсолютно правильные тезисы, от которых у некоторых такая термическая реакция.


Я не поддерживаю отставку премьер-министра. Возможно я предвзят в ее отношении, но я действительно считаю что большая часть хейта в ее сторону не обоснована и выходит из мировоззренческих различий. Я за то, чтобы все внимание от премьер-министра перешло непосредственно к компаниям, которые все еще имеют связи с Россией и к дырам в санкциях, позволяющим им это делать. Но вместо этого оппозиция сейчас хватается за любую возможность чтобы хоть как-то помешать деятельности правительства и такой мощный инфоповод они будут раскручивать еще долго. Каллас прекрасно справляется со своей работой и знает что она ни в чем не виновата давая это понять своими действиями. Ее премьерство пришлось на самые неспокойные годы в Эстонии за последние десятилетия. Сначала ковид, и недовольство людей мерами по борьбе с ним, затем война и новая волна обвинений. Каллас практически не имеет поддержку в русскоязычной среде из-за этого. Однако ровно как больше половины жителей эстонии высказались за отставку Каллас, Партия реформ не претерпела существенных изменений после скандала, а Кая Каллас все еще остается самой предпочтительной фигурой на должности премьер-министра. Под ее началом стоит самая либеральная коалиция из возможных на данный момент и даже если Каллас, по каким то причинам уйдет, общий вектор политики Эстонии в ближайшие четыре года не поменяется, как бы кому-то этого не нравилось.

bottom of page