top of page

Мнение: Приехавшие на место депортированных возмущаются акциями памяти жертв депортации


25 марта во всей Эстонии является крайне трагичной датой. В семье практически каждого эстоноязычного жителя страны есть история предка, вывезенного в Сибирь в товарном вагоне. Премьер-министр Эстонии рассказывает о том, как ее мать в возрасте 6 месяцев вместе с семьей была депортирована в Красноярский край, а президент нашей страны перечисляет целый список своих родственников, депортированных либо в 1941-м, либо в 1949-м, пишет в своей статье-мнение активист и видеоблогер Даниил Куракин.


Массовые депортации, организованные оккупационной советской властью сегодня расцениваются как преступление против человечества и никак иначе. В конце марта 1949 года из Эстонии более 20 700 человек были насильственно вывезены советской властью в отдаленные регионы СССР просто за то, что они не хотели подчиняться власти оккупантов. С тех пор, после восстановления независимости, все три балтийские страны, которые были затронуты массовыми депортациями, 25 марта вспоминают жертв этой преступной практики.


Сегодня общество нашей страны не настолько мононационально, каким оно было в первые годы оккупации. В Эстонии проживают более 300 000 человек, чьи предки поселились здесь после 49-го года и которые не сталкивались с депортациями в истории своих семей. Советский Союз привозил их на место депортированных, чтобы в Эстонии было больше лояльных режиму людей и меньше вероятности антисоветских восстаний. Определенно, наиболее красноречивым примером является Нарва, через призму которой можно разобрать все русскоязычное население Эстонии. Город, который был практически полностью уничтожен Красной армией, а его коренным жителям после эвакуации просто не разрешали возвращаться назад в новые дома, завозя на их место предков современных нарвитян. Сегодня Нарва преимущественно русскоязычная, но уже тогда в Нарве проживало много русских. По результатам переписи населения Эстонии 1936 года, город на 29,7 % состоял из представителей русской диаспоры. В 1947 году их депортировали вместе с эстонцами. Об этом следует помнить, если вы вдруг слышите, что депортации затронули только эстонцев. В большинстве своем да, но для оккупантов не было важно кого вывозить, если стояла цель выполнить квоту. Со временем Нарва стала заселяться приезжими из РСФСР, и город практически забыл свое дооккупационное прошлое, уверовав в советские мифы о красных освободителях и до прошлого года каждое 9 мая идя на поклон к танку. В этом смысле Нарва далека от Эстонии, будучи географически все же частью нашей страны.


Чтобы сблизить Нарву с Эстонией, мы в „Открытой Республике“ стараемся каждый год 25 марта устраивать такую же памятную акцию со свечами, какую устраивают в других городах Эстонии. Этот год не был исключением, и мы „зажгли“ Пушкинскую аллею в память о всех депортированных нарвитянах. Современные нарвитяне, как и большинство русскоязычных жителей Эстонии, мало что знают о депортациях 1941, 1945-1951 гг. На акцию со свечами пришло много людей, спрашивающих, почему мы зажгли свечи. Нарвитяне знают наизусть советские мифы о поднятии танка из Наровы и об Игоре Графове, но практически не знают настоящую историю своего города и то, что на самом деле с ним сделала советская власть. Нарвский танк не освободил город, он поработил и уничтожил его. Дело иногда доходит до открытой агрессии, в Нарве к нам подходили и те, кто потом называл нас фашистами. На этом месте нужно задуматься о том, что те, кто приехал на место депортированных, возмущаются теми, кто чтит их память. В комментариях в социальных сетях можно наблюдать и тех, кто обвиняет самих эстонцев в депортациях, мол, сами виноваты. Люди, выросшие и воспитавшие своих детей в свете советской пропаганды, редко когда могут найти в себе силы проанализировать свое мировоззрение, и вместо этого безоглядно доверяют российской пропаганде, пагубное влияние которой стало еще заметнее после 24 февраля 2022 года.


Россия сегодня совершает те же преступления, что и СССР 74 года назад, вывозя людей из оккупированных украинских городов, предварительно разрушив до основания их дома. Можно сравнивать и находить параллели между современным Мариуполем и Нарвой 1940-х годов. Именно депортации людей, и конкретно детей, стали отправной точкой для начала международного уголовного дела против Владимира Путина. Методы агрессора не изменились за десятилетия, изменились лишь имена людей, которые этой империей зла руководят. Поэтому сейчас особенно важно помнить о советских депортациях, ведь история, которая не была выучена, опять повторяется, и из-за этого страдают ни в чем не повинные люди. Россияне оккупируют соседнюю страну, депортируют местное население, проводя людей через фильтрационные лагеря и отправляя часть далеко на восток, чтобы им было сложнее вернуться. Исторические парраллели не могут не возникать, и это лишь один из примеров того, как связаны между собой события сороковых годов прошлого века и события сегодняшние.


Поэтому важно напоминать местным русским о том, что в действительности красная империя сделала с нашей страной и что из себя на самом деле представлял СССР. Ведь даже у тех, чьи предки приехали в Эстонию после оккупации, наверняка найдутся в истории семьи примеры, когда прадеда расстрелял НКВД за утаенный колосок. В Нарве в этом отношении, мне думается, не все потеряно. Есть нарвские активисты, которые занимаются просвещением, и далеко не все нарвитяне заражены российской пропагандой. На акции мы расставили и зажгли свечи довольно быстро, так как помогать нам пришло много людей, а на кинопоказе документального фильма про оккупацию Мариуполя помещение было почти полностью заполнено.

Те, кто сформировал свое мнение о событиях прошлого и настоящего в пользу России, едва ли его изменят. Но сомневающимся мы должны помогать узнать правду и показать, что они все еще часть большой эстонской семьи, которая им всегда будет рада.

bottom of page