top of page

Мнение: Граждане Беларуси тоже являются жертвами имперской политики Путина, санкции против них несправедливы

По итогам конференции, посвященной будущему Беларуси без Лукашенко, которая прошла в таллиннском «Котле Культуры» 10 ноября, можно сделать вывод, что кабинет Светланы Тихановской делает правильные шаги к обустройству будущего белорусского национального государства, считает побывавший на конференции блогер и активист Даниил Куракин.


На фоне войны в Украине мы немного стали забывать, что уже три года идет другая борьба между демократией и диктатурой. В 2020 году Александр Лукашенко назначил сам себя на пост президента Республики Беларусь, в действительности проиграв выборы Светлане Тихановской. Белорусы тысячами стали выходить на мирные митинги, которые были жестоко подавлены. Лукашенко стал зависим от Путина, а Беларусь превратилась в страну-концлагерь, за суровостью которого не угнаться пока даже России. С тех пор избранная президентом Беларуси Светлана Тихановская и ее кабинет ведут посильную борьбу с режимом Лукашенко и занимаются защитой интересов соотечественников, бежавших из Беларуси в Европу.


Через подобные публичные конференции, а также через встречи с европейскими политиками офис Тихановской доносит мысль о том, что режим Лукашенко необходимо изолировать, а белорусов, бежавших оттуда, всячески поддерживать. С последним, ввиду санкционной политики некоторых стран, включая Эстонию, есть определенные проблемы, поскольку мы практически ставим знак равенства между россиянами, которые несут ответственность за войну в Украине вместе со своими лидерами, и белорусами, страна которых стала плацдармом для нападения на Киев, хотя сама белорусская армия в войне так и не приняла участие.


Санкции в отношении белорусов сейчас практически равнозначны антироссийским санкциям, за исключением некоторых поблажек в IT-сфере. Тихановская четко дает понять, что беларусы, в отличие от большинства россиян, не поддерживают войну, будучи, по сути, заложниками лукашенковского режима. Белорусы публично не замечены в отстаивании империалистической политики соседней страны; они сделали свой выбор против Лукашенко и вышли на улицы практически всей страной, когда узнали, что он присвоил себе результаты кандидата, за которого они отдали свой голос. Это позволяет считать большинство белорусов противниками войны и всего того, что в своей стране устроил Лукашенко. В конце концов, белорусы во многом сами являются жертвой своих восточных соседей.


Снимает ли это ответственность с них за соучастие их страны в преступной войне против Украины, вопрос все еще дискуссионный, и именно открытость этого вопроса не позволяет снять санкции с граждан Беларуси. Однако, по словам главы МИДа Эстонии Маргуса Цахкна, диалог по этому вопросу возможен. Тихановская просит различать режим и народ, и, в отличие от мейнстримной российской оппозиции, у нее есть аргументы, чтобы требовать этого. Россияне столь массово не выходили на митинги против своей власти, не говоря уже о том, чтобы массово протестовать против вторжения России в Украину.


Даже внутри той же российской оппозиции есть отдельные представители, которые вторят многим нарративам кремлевской пропаганды и выступают против войны исключительно исходя из вызванного у них личного дискомфорта по ее причине, а вовсе не из морально-этических соображений. Вопрос принадлежности Крыма до сих пор для многих российских оппозиционеров остается дискуссионным, в то время как Тихановская на этот вопрос отвечает однозначно: Крым - это Украина. Конференция началась с демонстрации видеоматериалов о войне в Украине, после чего белорусы заявили о своей солидарности с украинцами.


Исходя из этих доводов, я действительно не разделяю санкционную политику нашей страны в отношении граждан Беларуси, которых в Эстонии к тому же не так уж и много, чтобы они могли представлять реальную опасность. Беларусь является одной из тех стран, которая пострадала от российского империализма, а нам следует поддерживать народы, ставшие его жертвой. Сначала в советское, а позже - в лукашенковское время белорусская национальная культура подвергалась жестким гонениям.


Лукашенко как автократ, придерживающийся пророссийского мышления, стер из Беларуси все намеки на белорусскую национальную идентичность, заменив все национальные символы на советские и сделав русский язык вторым государственным, поставив белорусский язык на второй план настолько далеко, что разговаривая на нем сегодня, человек рискует нарваться на подозрение в антигосударственной деятельности. К тому же без поддержки со стороны России Лукашенко навряд ли остался бы у власти в 2020 году, поэтому Россия несет значительную долю ответственности за то, что Беларусь стала соучастником российской агрессии против Украины.


Слово «Белоруссия» до сих пор считается среди беларусов имперским реликтом, оставленным российско-советским государством. Поэтому, кстати, я считаю, что не стоит буквально переводить название страны на эстонский (вариант Valgevene в настоящее время), поскольку это преподносит Беларусь как часть России, а не как самостоятельное государство. На конференции я поговорил с несколькими спикерами на эту тему, и такое положение действительно многим не нравится. Норвегия в 2022 году официально переименовала название Беларуси на своем языке с Hviterussland (что дословно означает «Белая Россия») на Belarus. То же самое ранее сделали Дания и Швеция, и Эстонии тоже следует пойти по этому пути.


На конференции, помимо темы санкций, очень активно обсуждалось и развитие Беларуси с четким ориентиром в сторону Европы. Как было заявлено, Беларусь - это европейская страна, и ее будущее - в ЕС и НАТО. Такое стремление можно понять, учитывая, как пострадала страна от российской колониальной политики. Белорусы хотят демократии, в том числе и на уровне Координационного совета белорусской оппозиции, - на конференции звучали мнения, что в этот совет необходимо проводить такие же выборы, как если бы это был настоящий законодательный орган.


Белорусы хотят восстановить свой язык. Вся конференция проходила на эстонском, английском и белорусском языках. Представители белорусской оппозиции подготовили план по плавному возвращению белорусского языка в общественную жизнь, вдохновляясь примером Эстонии. Кабинет Тихановской собирается вернуть в Беларусь обучение на белорусском языке и высказывает прогнозы о возвращении белорусскому статусу единственного государственного языка в Беларуси.


Спикеры подчеркивали, что это нормально, когда в Украине единственным государственным языком является украинский, в Эстонии - эстонский, в Польше - польский, и так далее. Это национальные государства, и для сохранения своего языка единственно верным решением является его выделение среди всех остальных языков страны.


По большому счету, инструменты для управления государством у Тихановской есть, нет только самого государства, и спикеры на конференции не смогли дать четкий ответ на то, как все предложенные реформы осуществить в Беларуси. Понятно, что сам Лукашенко не уйдет, и пока у него есть поддержка со стороны Путина, он стабильно продолжит сидеть на своем троне. Поэтому будущее Беларуси сейчас зависит напрямую от внутренних колебаний внутри России, на которую в свою очередь влияют успехи и поражения в войне против Украины.


Сейчас там воюет весьма сильный союзник Тихановской - Полк имени Кастуся Калиновского, который однажды обязательно должен стать участником освобождения Беларуси. В отличие от российской оппозиции, которая не занимает единой позиции касательно поддержки Русского добровольческого корпуса и Легиона «Свобода России», Тихановская выразила твердую поддержку Полку Калиновского, отметив, что только вместе они смогут сделать Беларусь свободным от диктатуры государством.


С моей точки зрения, благодаря единой и четкой позиции по многим вопросам белорусская оппозиция смотрится куда более выигрышно, чем российская. У российской оппозиции есть несколько лидеров, у которых есть свое видение борьбы с путинским режимом. При этом эти лидеры не в состоянии договориться между собой даже на ценностном уровне, например, относительно ответственности российского народа за войну в Украине, не говоря уже о каких-то политических принципах.


В это же время офис Тихановской ведет единую политику, и по всем вопросам у них есть консенсус. Когда представители белорусской оппозиции встречаются с европейскими чиновниками и политиками, последние элементарно знают, о чем они будут говорить с белорусами и какие вопросы требуют обсуждения, а какие нет. На фоне этого с российской стороны даже не могут договориться о том, как реагировать на грядущие «выборы» Путина и должна ли Россия в будущем платить репарации Украине. И вместо консолидации российские оппозиционеры ждут свою Тихановскую, которая за них со всеми договорится.


Но ее не появится. Тихановская на выборах победила Лукашенко и доказала всему цивилизованному миру свою легитимность в качестве законного президента Беларуси. У россиян такого человека, который бы пошатнул легитимность президентства Путина, нет.


Жыве Беларусь.

bottom of page